«Людям старшего возраста стал доступен налоговый вычет»: замгендиректора НПФ ВТБ Анна Пролиско – о правовой настройке ПДС

14 декабря 2025

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) была запущена в январе 2024 года и быстро обрела популярность у россиян. По данным Национальной ассоциации негосударстве нных пенсионных фондов, к концу октября 2025 года граждане заключили более 8,2 млн договоров по ПДС, а сумма привлеченных в Программу средств превысила 560 млрд рублей.
За неполные два года существования Программы в нее внесли несколько масштабных законодательных улучшений. Правовая настройка коснулась налоговых стимулов – государством принято решение об увеличении лимита налогового вычета для семей с детьми до 1 млн рублей, а работодателям дали мотивацию делать взносы на счета сотрудников в ПДС (софинансирование работодателей позволили включать в состав расходов на оплату труда и уменьшать налогооблагаемую базу, также взносы работодателей в ПДС освобождены от страховых взносов – Прим. ред.).
Сейчас ведущие негосударственные пенсионные фонды, Министерство финансов России, Банк России и органы государственной власти продолжают обсуждать дальнейшие шаги по развитию Программы.
В том числе ведется дискуссия о возможности разделения портфелей в ПДС на рисковый и консервативный – в зависимости от возраста и потребностей разных категорий участников.
Еще одна популярная тема – возможность автоматического перевода пенсионных накоплений (сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС), которые есть у граждан, в Программу долгосрочных сбережений.
Эксперты сходятся во мнении, что такое решение позволит людям эффективнее использовать свои пенсионные накопления. Но как правильнее реализовать такую инициативу?
Программа долгосрочных сбережений – новый продукт, не имеющий аналогов. Такие инструменты требуют правовой настройки. Возможно, произошедшие изменения стали лишь первыми шагами в этом направлении.
Какой эффект стоит ждать от уже случившихся законодательных изменений? Какие положения в ПДС требуют разъяснений? Что могут добавить в Программу в ближайшем будущем?

Карточка продукта
На актуальные вопросы о правовой настройке ПДС ответила заместитель генерального директора НПФ ВТБ Анна Пролиско

Лимит налогового вычета по счетам ПДС, открытым в пользу детей, увеличили до 1 млн рублей на семью. Анна, что, по вашему мнению, это значит для граждан и для регулирования ПДС?

Это существенный и достаточно весомый шаг в сторону развития полноценной «детской» Программы долгосрочных сбережений со стороны Минфина (сейчас родители могут заключить договор по ПДС в пользу ребенка, но отдельная «детская» Программа со специальными опциями от государства еще не запущена – Прим. ред.). Но очень важно правильно понимать эти изменения.
Сейчас максимальная сумма, с которой можно получить налоговый вычет, составляет 400 000 рублей. Но уже со следующего года каждый родитель, который оформил ПДС в пользу ребенка и внес не менее 100 000 рублей на его счет, сможет получить вычет с суммы до 500 000 рублей*. То есть общий лимит для вычета на семью составит 1 млн рублей в год.
Важный нюанс – если родитель вносит 450 000 рублей на свой счет по ПДС и 50 000 рублей на счет ребенка, то всю эту сумму в лимит 500 000 рублей зачесть он не сможет. Оба родителя в свою пользу могут зачесть максимум по 400 000 рублей и дополнительно в пользу ребенка максимум по 100 000 рублей.
На мой взгляд, это хороший стимул, особенно с точки зрения дополнительного вычета. Если семья хочет копить ребенку на образование, то ПДС – это тот самый инструмент, который стоит сейчас максимально использовать.

Чем еще могут дополнить «детскую» ПДС?

«Детская» ПДС, безусловно, требует дальнейшего развития, поскольку это очень правильная семейная история, поддерживаемая государством. И дополнительные преференции у этой программы будут появляться.
Например, в детских договорах по ПДС могут расширить перечень особых жизненных ситуаций – список дополнят обстоятельствами, при которых ребенок сможет забрать сбережения раньше предусмотренного договором срока. Например, при поступлении в вуз на платной основе или при покупке жилья в ипотеку.
Сейчас, например, если ребенку в 10 лет открываешь счет по ПДС, то пока ему не исполнится 25 лет, он свои сбережения не заберет. А учиться в вуз он идет в 18 лет. Эти жизненные сценарии нужно предусмотреть в законодательстве.
Есть еще один важный вопрос, связанный с возможностью использования средств материнского капитала.
Согласно действующему законодательству, если у женщины есть пенсионные накопления и при этом она направила маткапитал на формирование средств накопительной пенсии в рамках договора обязательного пенсионного страхования (ОПС), а потом решила перевести свои пенсионные накопления в ПДС, ее материнский капитал возвращается в Социальный фонд.
Многие молодые мамы не имеют длительного трудового стажа и сформировали свои пенсионные накопления в основном за счет средств маткапитала. Но они не могут распорядиться пенсионными накоплениями в полном объеме, переведя их в ПДС, из-за этого законодательного ограничения.
Поэтому мы предлагаем законодательно скорректировать Программу в этой части. Особенно хорошо это предложение соотносится с концепцией «детской» ПДС. С ее помощью средства маткапитала можно будет увеличить за счет инвестиционного дохода и в дальнейшем потратить, например, на образование ребенка.

Минфин и Банк России прорабатывают повышение лимита страхования для детских счетов по ПДС до 4 млн рублей. Это нужно для дополнительного спокойствия родителей?

Негосударственные пенсионные фонды находятся под постоянным контролем Банка России. Они подтверждают свою финансовую устойчивость, проходят регулярные стресс-тесты.
Кроме того, в отношении негосударственных пенсионных фондов действуют ограничения по составу портфелей. С учетом существующего правового регулирования ситуация с банкротством НПФ кажется маловероятной.
Страхование является дополнительным фактором сохранности сбережений клиентов негосударственных пенсионных фондов.
Увеличение страхового лимита для «детской» ПДС – мера, которая нужна для дополнительного спокойствия родителей, поскольку вложения на ребенка в специальной программе могут в дальнейшем существенно превышать вклады и депозиты. Это в том числе определенный стимул формировать личные накопления именно в ПДС, зная о том, что сохранность сумм там максимально высокая.

Может ли ПДС стать лучшим продуктом для накопления в пользу детей?

Думаю, да. Сбережения с ежегодной господдержкой – это уже уникальный инструмент.
Однако важно о детских накоплениях заботиться заранее. Бюджетные места в вузах сокращаются, возможно, скоро их вообще не будет. Родителям стоит задуматься о формировании «финансовой подушки» для того, чтобы дать своим детям образование.
При этом крайне важно копить на эти цели комфортно, без соблазна запустить в эту «финансовую подушку» руку. Когда формирование идет в ПДС, ты не можешь забрать из Программы деньги с мыслью «я сейчас возьму, а потом верну». И, на мой взгляд, это отличный параметр продукта.
Забрать сбережения, сформированные в рамках «детской» ПДС, может только ребенок и только при определенных условиях (лицо, открывшее договор в пользу ребенка, может расторгнуть договор по ПДС и получить выкупную сумму. При этом человек потеряет право на государственное софинансирование, налоговые вычеты придется вернуть, а инвестиционный доход будет облагаться НДФЛ – Прим. ред.).
Полноценный «детский» ПДС с возможными дополнительными преференциями – это продукт, которого нам сейчас очень не хватает.

Работодателям дали мотивацию делать взносы на счета сотрудников в ПДС. Заинтересуется ли этим бизнес?

Введенные налоговые льготы для компаний по ПДС – это аналог тех преференций, которые работодатели сейчас имеют при реализации для работников негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).
Такие корпоративные пенсионные программы всегда были выгодны работодателю.
Первое – средства, которые компания платит как взносы по негосударственному пенсионному обеспечению в пользу работников, не облагаются страховыми взносами (на пенсионное, медицинское и социальное страхование – Прим. ред.). Второе – взносы работодателя по договорам НПО включаются в расходы на оплату труда и уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. Третье – эти взносы не облагаются НДФЛ. То есть работодатель не должен удерживать и перечислять налог за своих сотрудников.
Сейчас участие работодателей в ПДС необязательно. Кроме того, крупные работодатели, которые хотели формировать дополнительную пенсию для своих сотрудников, делают это в рамках корпоративных программ НПО.
Многие наши клиенты-предприятия уже интегрировали ПДС в эти программы с целью дополнительного удержания и мотивации своих сотрудников. Возможность получения в будущем повышенных пенсионных выплат за счет взносов работодателя и государства – это весомое преимущество на рынке труда.
Работает такая комбинированная программа просто: сотруднику открывают счет в ПДС, он получает все блага в рамках продукта ПДС, при этом работодатель осуществляет софинансирование по его счету в НПО.
Новые льготы для работодателей по ПДС, по-видимому, точечно направлены на те компании, у которых нет пенсионных программ для сотрудников, но которые готовы софинансировать сбережения работников.

Недавно возможность заключения договоров по ПДС появилась на «Госуслугах». Можно ли сейчас оценить первые результаты этой интеграции? Повлиял ли новый канал подключения на спрос?

Люди доверяют «Госуслугам». То, что портал стал новым каналом подключения к ПДС – это, безусловно, хорошо. Но говорить о влиянии на спрос пока преждевременно. Чтобы найти услугу на «Госуслугах», нужно сделать правильный запрос, что невозможно, если ты не знаешь, что ищешь.
Конечно, интерес людей к ПДС растет, они стали активнее переводить свои пенсионные накопления в НПФ, чтобы потом перевести их в Программу. Так или иначе люди стали узнавать о продукте. Но все-таки осведомленность общества о ПДС пока не очень высока.
Идут рекламные кампании, негосударственные пенсионные фонды активно просвещают граждан о Программе и ее устройстве. Но в короткой рекламе трудно рассказать обо всех преимуществах ПДС, поэтому для такого продукта, конечно, нужна консультация специалиста и институт, которому люди доверяют.
Пока статистика показывает, что договоры по ПДС чаще всего заключаются в отделениях банков, где у клиентов есть возможность узнать от консультанта о Программе гораздо больше, чем из рекламы.
17 ноября Минфин запустил пилотный проект с многофункциональными центрами государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Теперь гражданам, приходящим в МФЦ, предлагают заключить договор по ПДС на «Госуслугах». На мой взгляд, МФЦ станет новым институтом, которому люди доверяют, и где им смогут доступно объяснить, что такое Программа долгосрочных сбережений.

Недавнее исследование показало, что 77% россиян не разбираются в формировании своих пенсионных накоплений и не интересуются этой темой. В большинстве случаев граждане не склонны совершать какие-то действия со своими средствами ОПС. При этом они теряют потенциальную выгоду. Почему так?

Во-первых, у нас люди, к сожалению, слабо доверяют тому, что так или иначе связано с пенсией. Кроме того, мы сталкивались с финансовыми кризисами. Поэтому, к сожалению, у многих в голове сидит мысль, что «нас обманут» и «все сгорит».
Эти представления нужно менять, показывая, насколько сильно изменилась наша финансовая система, что она стала более устойчивой, появились новые накопительные инструменты с повышенной сохранностью.
Во-вторых, в нашей стране у людей пока нет «накопительного» мировоззрения. Никто не думает о пенсии, поэтому люди даже не начинают на нее копить. Ко многим осознание того, что у них нет накоплений, приходит лишь в 45-50 лет. А если бы они в 30 лет начали откладывать, у них к этому возрасту уже были бы сбережения. С учетом инвестиционного дохода, который стабильно показывают НПФ, это были бы существенные накопления.
Многие считают, что доходность НПФ небольшая. Но для сравнения почему-то берут периоды взлета ставок и сравнивают с доходностью портфелей НПФ, которые были сформированы в периоды низких ставок. Однако, если взять опыт последних 10-15 лет, то окажется, что НПФ очень неплохо себя чувствовали в кризисы, когда другие инструменты для сбережений были убыточны.

Нужно ли внедрять автоматический перевод ОПС в ПДС?

Автоматическая конвертация пошла бы на пользу всем и ее нужно было бы реализовать еще на старте Программы.
Сегодня фонды тратят неимоверные усилия, чтобы «достучаться» до своих же клиентов, у которых пенсионные накопления инвестируются в рамках договоров ОПС, показать им преимущества ПДС.
Автоматический перевод пенсионных накоплений из ОПС в ПДС нисколько не ухудшает условия для тех граждан, которые формируют накопительную пенсию в рамках ОПС. Наоборот, позволяет им сохранить все существующие преимущества ОПС и добавить к ним новые возможности, предусмотренные ПДС.
Кроме того, автоконвертация ОПС в ПДС существенно упростит процесс, который есть сейчас. Не нужно будет никаких заявлений, ожиданий, потери времени.

Граждане предпенсионного и пенсионного возраста, участвующие в ПДС, массово сталкиваются с отказами при попытке получить налоговый вычет за взносы в Программу. Почему это происходит? Дело в законодательных нормах или в их трактовке?

Принятые 17 ноября изменения в Налоговый кодекс исправили несправедливость в отношении этой категории граждан.
Предыдущая редакция Налогового кодекса действительно предусматривала невозможность получения налоговых льгот по ПДС участниками предпенсионного и пенсионного возраста – их доля среди вкладчиков сегодня самая массовая.
Согласно действовавшим нормам, такие участники лишались права не только на налоговые вычеты, но и на отсутствие налогообложения выплат. Принятые изменения это исправляют: они привязывают налоговые преференции не к дате заключения договора, а к дате назначения выплат.
Речь идет об участниках ПДС, которым на момент заключения договора оставалось менее пяти лет до достижения возраста, позволяющего начать получать выплаты по Программе (55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин – Прим. ред.).
Теперь налоговый вычет для этой возрастной категории доступен. Чтобы его получить, участнику необходимо не назначать себе выплаты по ПДС в течение минимального срока действия договора с даты его заключения. В 2024-2026 годах такой минимальный срок действия договора – 5 лет, в 2027 году – 6 лет, и далее по возрастающей, пока срок не достигнет 10 лет.
Те клиенты ПДС, которые в силу ограничения по возрасту не получили льготу за 2024 год, могут повторно обратиться в ФНС в течение 3 лет и подать заявление на получение налогового вычета.
Граждане, которые получили налоговый вычет и затем оформили выплату раньше минимального срока, должны будут вернуть полученный налоговый вычет государству.

Адаптивные инвестиционные стратегии в ПДС – популярная тема, которая обсуждается экспертами отрасли. Могут ли НПФ прямо сейчас начать формировать адаптивные инвестиционные портфели для молодежи (рисковые) и для старшего поколения (консервативные)? Для этого нужны изменения законодательства?

НПФ могут начинать адаптировать портфели уже сейчас. Более того, практика с разными стратегиями инвестирования уже применялась в НПО.
Схема может быть такой: при достижении определенного возраста клиенту предлагается перейти из портфеля с более агрессивной стратегией в менее рисковый сбалансированный, а в предпенсионном возрасте – в консервативный. Здесь необходимо отталкиваться от инвестиционного горизонта, который есть у клиента.
При этом в случае с долгосрочными сбережениями сбалансированность портфеля крайне важна – он должен выдерживать кризисы и другие колебания рынка.

Ограничения Банка России по составу портфелей существенно влияют на инвестиционные результаты НПФ?

В последние годы Банк России достаточно активно идет навстречу НПФ, давая им возможность вкладывать средства в новые инструменты, но сохраняя при этом достаточно жесткую позицию в отношении рисков концентрации.
С моей точки зрения, действующие ограничения дают фондам возможность эффективно реализовывать свои задачи. Надо понимать, что пенсионные портфели формируются с целью защиты накоплений от инфляции на длительном горизонте, поэтому доходность за один отдельно взятый год имеет не такое значение, как стабильность на протяжении всего периода накоплений в самых разных рыночных условиях. Кстати, доходность ПДС в 2024-2025 годах остается для клиентов очень интересной.
Инвестиции без ограничений – это риск остаться ни с чем. Это противоречит миссии негосударственных пенсионных фондов, которая предполагает баланс между эффективностью и безопасностью вложений.
Я считаю, что с точки зрения действующего законодательства и ограничений по составу портфелей у нас все неплохо.
Но в перспективе полный переход на риск-ориентированный подход, когда структура ограничений не одинакова для всех, а зависит от финансовой устойчивости каждого конкретного фонда, конечно, мог бы стать дополнительным стимулом к повышению эффективности работы НПФ.

Действующий срок безубыточности вложений для НПФ (5 лет) нужно увеличить?

На мой взгляд, пятилетний горизонт оптимален. На таком временном отрезке вполне можно достичь хороших результатов.

Что еще можно отметить из законодательных изменений в части ПДС?

Конечно, хотелось бы, чтобы вычет за взносы по продуктам НПФ выделили в отдельную категорию налоговых вычетов. Раньше взносы на НПО относились к социальному налоговому вычету (лимит составлял 150 000 рублей – Прим. ред.). Отдельно был вычет за пополнение индивидуального инвестиционного счета – ИИС-3 (лимит 400 000 рублей – Прим. ред.). Совокупный вычет у человека, если он использовал социальный вычет только на НПО, был 550 000 рублей.
Сейчас лимит вычета в 400 000 рублей совокупно распространяется на одновременно несколько финансовых продуктов – НПО, ПДС, ИИС и долгосрочное страхование жизни (ДСЖ). Такая формула несправедлива. Ведь эти финансовые инструменты различны по своей специфике и целям накоплений.
Из хорошего, что уже есть: сейчас мы выплачиваем второй транш государственного софинансирования по ПДС тем клиентам, которые не попали в первый транш из-за некорректных данных в учетных системах. Из-за путаницы в этих данных ФНС не смогла определить размер дохода некоторых вкладчиков и, соответственно, корректно рассчитать размер софинансирования.
Ожидаем, что в 2026 году господдержка поступит на счета участников раньше, чем в 2025 году.

В чем именно была проблема с начислением софинансирования?

Смещение даты начисления софинансирования было связано с техническими сложностями, с непростыми расчетами. Это делали в первый раз, поэтому избежать трудностей было нельзя.
Еще одна проблема была связана с определением категорий доходов граждан. Людей, которые не получили софинансирование в положенный срок, просто не смогли идентифицировать из-за отсутствия информации или ошибок в системах учета.
Недавно Правительство РФ опубликовало изменения в правила расчета софинансирования по ПДС, которые оптимизировали порядок и сроки расчетов господдержки.
Мы надеемся, что это позволит сократить срок начисления софинансирования примерно на 2 месяца.

Эксклюзивный материал НПФ ВТБ. При цитировании обязательна активная ссылка на источник

Интервью брал Всеволод Шалмин (шеф-редактор блога НПФ ВТБ)


*Ст. 219.2 НК РФ. Максимальная сумма взносов, с которой будет исчисляться налоговый вычет на долгосрочные сбережения граждан, предоставляется в сумме уплаченных в пользу ребенка взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения, договору страхования жизни, договору долгосрочных сбережений.

Поделиться:

Полезные статьи