«Бизнес на УСН ждет разъяснений»: экономист Анна Тихонова — о налоговых льготах для работодателей в ПДС

Программа долгосрочных сбережений продолжает набирать популярность у россиян. К началу сентября 2025 года граждане заключили 6,7 млн договоров по ПДС, а сумма привлеченных средств достигла 483 млрд рублей.

Помимо инвестиционного дохода, софинансирования от государства и «разморозки» пенсионных накоплений, ПДС уже на старте предложила участникам масштабные налоговые льготы.

В числе налоговых преференций — возможность ежегодно получать вычеты за взносы и отсутствие налогообложения дохода.

С момента запуска Программы прошло менее 2 лет. Но этого времени оказалось достаточно, чтобы ПДС начали модернизировать.

Минфин готовит налоговые стимулы для компаний, которые будут осуществлять софинансирование взносов сотрудников в ПДС. Планируется, что бизнес сможет учитывать затраты на софинансирование в расходах при расчете налога на прибыль и таким образом уменьшать налоговую базу.

Что новые налоговые льготы дадут компаниям и их сотрудникам? Заинтересует ли ПДС средний и малый бизнес? Как в других странах стимулируют бизнес помогать сотрудникам в создании долгосрочных сбережений? Зачем повышать страховой лимит для «детских» счетов по ПДС?

Обратились за ответами к финансовому эксперту.


Анна Тихонова
Профессор Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, доктор экономических наук Анна Тихонова

Власти готовят налоговые льготы для работодателей, которые будут софинансировать взносы сотрудников в Программу долгосрочных сбережений.

Анна Витальевна, заинтересуется ли бизнес этими льготами? Что получат работодатели, которые воспользуются ими?

Это сложный вопрос. В первую очередь потому, что в последние годы мы видим четкую тенденцию на увеличение налоговой нагрузки. Она связана с ростом ставки налога на прибыль в 2025 году, планируемым увеличением ставки НДС в 2026 году, снижением порога по применению НДС в рамках упрощенной системы налогообложения. В совокупности эти меры будут снижать прибыль организаций, которую они могли бы направить на социальную политику.

Таким образом, польза от предлагаемых стимулов для работодателей будет зависеть в первую очередь от желаний и финансовых возможностей компаний инвестировать в сотрудников.

Кадровый рынок в России ограничен. И, если мы говорим про конкуренцию за высококвалифицированных специалистов в условиях их дефицита, то предлагаемые налоговые льготы, конечно, будут способствовать повышению конкурентоспособности компаний на рынке. Социальная политика является сегодня важным аспектом, на который сотрудники обращают внимание.

Что касается позиции работодателей, можно ориентироваться на свежие опросы, которые оценивали привлекательность этих льгот.

Около половины компаний, участвовавших в опросах, подтвердили свою готовность к расходам на софинансирование, но четверть от общего числа участников заявили, что будут готовы к таким расходам только в том случае, если их разрешат учитывать в составе расходов по налогу на прибыль.

Поэтому, конечно, этот налоговый стимул для работодателей будет играть роль.

Льготы могут заинтересовать только крупные компании или средний и малый бизнес тоже?

Если смотреть на статистику, то чаще социальные пакеты для сотрудников предоставляют крупные компании. У них достаточно финансовых ресурсов, чтобы предлагать широкую поддержку.

Важный момент про средний и малый бизнес: сейчас из той формулировки, которую предлагают закрепить в законе, не совсем понятно, смогут ли компании, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН), учитывать взносы за сотрудников в долгосрочные сбережения в составе расходов. Поэтому бизнес на УСН ждет разъяснений.

Но, конечно, в первую очередь эти налоговые стимулы для крупного бизнеса. Отдельные категории среднего бизнеса тоже могут получить выгоду, но в любом случае нужно дождаться разъяснений по применению льгот для компаний на «упрощенке».

Участие работодателей в долгосрочных сбережениях сотрудников — это общемировая практика?

Участие работодателей в формировании пенсионных накоплений сотрудников и социальном страховании — это общемировая практика. Но она по-разному реализуется. Есть два инструмента, с помощью которых компании могут участвовать в формировании сбережений работников.

Первый — это корпоративные пенсионные программы. У нас они тоже существуют, но не так широко распространены. В некоторых странах они распространены больше, в первую очередь в развитых. Например, в США есть закон, который фактически обязывает крупные компании формировать пенсионные программы для сотрудников. У нас такого нет.

Второй инструмент — участие в системе софинансирования пенсий, когда сама компания перечисляет дополнительные взносы, помимо обязательных, в соответствующие фонды. Эта практика более широко применима.

Есть два важных аспекта с точки зрения поддержки работодателей. Государство подходит к стимулированию компаний софинансировать пенсии двумя разными способами.

Первый способ — формирование дополнительных накоплений плюсом к тому, что перечислила компания или сам человек. У нас в ПДС это тоже есть: ты вкладываешь одну сумму, а государство делает определенную прибавку к ней. Эта схема используется и в развитых, и в развивающихся странах. Это есть и в США, и в Великобритании, и в большинстве стран Евросоюза. В странах СНГ подобная система есть в Казахстане и в Беларуси.

Второй способ — это налоговые льготы. Налоговые льготы вместе с софинансированием используются преимущественно развитыми странами. Потому что тут, к сожалению, мы упираемся в возможности бюджета. Бюджеты ограничены, поэтому, если мы хотим предоставлять широкий перечень льгот, мы должны и первое, и второе со стороны государства поощрять.

Россия в той модели, которая сегодня существует, использует опыт развитых стран — с софинансированием и налоговыми льготами. На самом деле, это достаточно эффективный подход с позиции того, что мы можем стимулировать такие инвестиции с разных сторон.

Есть принудительный и добровольный подходы к стимулированию участия работодателей в таких программах.

Как вы считаете, какой подход подходит России?

Я не сторонник принудительного подхода. Бизнес сейчас переживает не самые легкие времена. Многие компании попадают под санкции и сталкиваются с экономическими ограничениями, испытывают проблемы с сырьем, с кадровым потенциалом — все это в итоге отражается на финансовой эффективности.

Поэтому, на мой взгляд, устанавливать обязательство по софинансированию сбережений для работодателей пока преждевременно. Наверное, это все-таки вопрос будущего.

Нужно ориентироваться на то, что может наш бизнес. Если мы пошли по пути увеличения налоговой нагрузки, то, на мой взгляд, другие расходы, которые можно переложить на бизнес, пока стоит отложить.

Программе долгосрочных сбережений меньше 2 лет, а ее законодательная модернизация уже началась. С одной стороны, это говорит о важности ПДС для государства. С другой стороны, заставляет ожидать изменений в будущем.

В чем важность ПДС для государства?

Говоря о важности ПДС для государства, я бы выделила несколько целей: первая — это, естественно, привлечение «длинных» денег. Вопрос с «длинными» деньгами является первоочередным для технологического и инновационного развития страны, а также длительных инвестиций в экономику.

Соответственно, бизнес у нас сейчас инвестирует сам в себя. А вот дополнительные ресурсы для инвестиций мы можем получить от населения. Поэтому Программа долгосрочных сбережений ориентирована на то, чтобы вовлечь «длинные» деньги в национальную экономику. Чтобы можно было их инвестировать в различные проекты.

Вторая цель ПДС — это, конечно, снижение нагрузки на пенсионную систему. Потому что программы софинансирования пенсий позволят снизить ту нагрузку, которую мы имеем в настоящий момент. Все-таки базовый тариф страховых взносов, которые являются источником пополнения наших бюджетных фондов, у нас не повышался. Поэтому, если средств этих фондов недостаточно, нужно искать какие-то источники софинансирования.

Ну и, наконец, третья цель ПДС — обеспечение сохранности денежных средств. За счет того, что сбережения будут вовлечены в оборот и застрахованы, население сможет сохранить свои деньги.

Какие факторы влияют на необходимость изменений Программы на законодательном уровне?

Во-первых, нужно анализировать востребованность. Когда мы видим, что инструмент не приносит желаемого результата, или им не пользуются, или пользуются не очень охотно, значит, необходимо его модернизировать.

По состоянию на сентябрь 2025 года, по ПДС заключено 6,7 млн договоров. То есть темпы роста достаточно высокие. Мне кажется, что вопрос реформ будет связан не с востребованностью у населения, а с востребованностью у бизнеса.

Как только бизнесу предоставят стимулы к софинансированию взносов сотрудников в ПДС, нужно будет посмотреть, сколько компаний этим реально воспользуются. Это первый фактор, который влияет на реформы.

Второй фактор — это практика. Если мы на практике предоставления налоговой льготы видим, что каким-то механизмам нужна детализация, уточнения, что-то не урегулировано, то это опять же причина для того, чтобы изменить законодательство.

Лимит страхового покрытия для счетов по ПДС в пользу детей планируют увеличить до 4 млн рублей.

Зачем это нужно?

Я в увеличении лимита вижу три основные цели. Такое увеличение нужно и государству, как инициатору данной меры, и участникам ПДС.

Во-первых, повышение лимита повышает доверие к институту. У нас люди достаточно настороженно относятся ко всем финансовым инструментам, поэтому в первую очередь мы — и это психология любого гражданина — беспокоимся о сохранности своих действующих средств. Установление страхового лимита на высоком уровне мне говорит о том, что я как минимум останусь при своих же деньгах.

Во-вторых, увеличение страхового лимита позволит предоставить дополнительные гарантии сохранности. Это уже в интересах граждан.

Повышение доверия населения к ПДС — это задача, которая реализуется в интересах государства. Если население доверяет институту, оно придет с инвестициями. Если не доверяет — не придет. А вот сохранность средств в ПДС — это вопрос интересов физических лиц. Люди хотят инвестировать, но им нужна гарантия, что их деньги останутся при них.

Ну и, наконец, третья задача — она, на мой взгляд, неочевидна, но очень важна — увеличение страхового лимита повышает конкурентоспособность ПДС в сравнении с другими инструментами.

По вкладам лимит страхования — 1,4 млн рублей. По «детским» счетам ПДС лимит будет 4 млн рублей. Этот лимит установлен отдельно от банковских вкладов. И это существенная сумма для граждан.

Высокий страховой лимит — один из факторов в пользу ПДС. Например, у человека есть деньги, и он может их на длительный срок инвестировать. При примерно одинаковой доходности, конечно, он будет вкладывать туда, где существенно больше страховое покрытие.

Эксклюзивный материал НПФ ВТБ. При цитировании обязательна активная ссылка на источник

Интервью брал Всеволод Шалмин (шеф-редактор блога НПФ ВТБ)

Кстати

Компании, применяющие как общий, так и специальные режимы налогообложения, уже сейчас могут включать в состав расходов взносы на софинансирование пенсий сотрудников в рамках корпоративных пенсионных программ.

Взносы работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) сотрудников относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль. В расходы можно включить до 12% от общего фонда оплаты труда.

Также взносы работодателей на негосударственную пенсию сотрудников не облагаются страховыми взносами.

НПФ ВТБ предлагает широкую линейку корпоративных пенсионных программ. Оставьте заявку и получите индивидуальное предложение под задачи и масштаб вашей компании.


Получить подробную информацию об АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, ознакомиться с его Уставом, Пенсионными правилами, Страховыми правилами, Правилами формирования долгосрочных сбережений, а также иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и нормативными актами Банка России, Вы можете на сайте: vtbnpf.ru. Адрес фонда: 123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 13. Тел.: 8 (800)775-25-35. Лицензия ФСФР № 269/2 от 18.10.2007. Член СРО НАПФ. Реклама, 2025 год.

Полезные статьи